Экспертный анализ потребностей бизнеса в выходе на внешние рынки. Стратегические варианты развития
Содержание
В ноябре 2022-го Союз украинских предпринимателей совместно с OLX при поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE) провел анализ готовности и фактического экспорта всех сегментов украинского бизнеса. Это исследование открывает новые перспективы развития экономики и предпринимательской сферы. Прогнозы аналитиков на 2023 год подчеркивают важность расширения экспорта и привлечения новых заказчиков из-за границы.
В нашем материале рассмотрены основные выводы и аспекты, связанные с выходом бизнеса на внешние рынки, что создает немало возможностей для роста украинских предприятий.
Состояние внешнеэкономической деятельности в 2022 году
Микробизнес лидирует в списке тех, кто сейчас только планирует введение внешнеэкономической деятельности в будущем, составляя 46% от общего количества опрошенных. По ноябрю 2022 года ВЭД ведут 44% микробизнеса, включая тех, кто ее уже приостановил.
Внешнеэкономической деятельностью на таких предприятиях занимается непосредственно собственник или директор, но на половине малых предприятий функции менеджера ВЭД совмещают с другими обязанностями один или несколько сотрудников. Треть средних и крупных предприятий имеют специальный отдел, занимающийся только ВЭД.
С ростом капитала растет и ВЭД: среди малого бизнеса ее осуществляют уже 66% опрошенных, в среднем и крупном – 83%. Возможность экспорта движется в том же направлении: доля экспортеров товаров и услуг среди микро-, малого и среднего бизнеса составляет 31%, 51% и 66%.
Расширение деятельности также зависит непосредственно от размера бизнеса: 50% средних и крупных предприятий имеют или планируют открыть офисы в других странах, среди малого бизнеса таких только 33%, среди микро — 20%. Следует заметить, что у 33% крупного и среднего бизнеса уже есть офисы за рубежом.
Польша, например, является комфортной и безопасной средой для размещения иностранных офисов во всех сегментах бизнеса. Средний и большой тоже выбирают именно Польшу, но при этом активно анализируют возможность размещения в Германии, США и Казахстане.
Что и куда экспортируют микро, малые и средние бизнесы
Основным направлением экспорта из Украины также лидирует Польша, а предметами большинства экспорта — продукты и одежда. Средний и крупный бизнес преимущественно экспортируют пищевые продукты, в то время как микробизнес специализируется на текстиле, декоративных изделиях и аксессуарах. В то же время, средний и крупный бизнес активно экспортируют и сырье и комплектующие, а малый чаще всего специализируется в предоставлении услуг, в частности в отраслях ИТ, маркетинга, PR и рекламы.
В 2023 году бизнес планирует такой рост доли экспорта:
В микробизнесе в 2021-м только 17% предприятий имели долю экспорта, что превышало 25% в общем объеме продаж. Однако в прогнозах на 2023 год предполагается рост этого показателя до 26%. В то же время, малый бизнес рассчитывает еще и на увеличение своей доли экспорта.
В 2021 году 17% предприятий в этом сегменте уже достигли указанной отметки, но, согласно планированию на 2022-й и 2023-й, показатель вырастет до 33% и 46% соответственно. В сегменте «средний+» в 2021 году 37% предприятий имели долю экспорта более 25%, и ожидается, что этот показатель вырастет до 44% в 2023 году.
Начать собственное дело
Если и ваша цель – начать или развить собственное дело, найти клиентов или новые рынки, попробуйте OLX – мы разработали много инструментов для предпринимателей и готовы помочь!
Выводы и аналитика
Почти все предприятия, занимающиеся экспортом или планирующие его, рассматривают возможность выхода на новые рынки в 2023 году. Средний и крупный бизнес проявляют большую уверенность в этом вопросе, в то время как микробизнес осторожнее: 48% респондентов сомневаются в выходе на внешние рынки.
Польша остается самым популярным партнером для украинских экспортеров, и большинство опрошенных (особенно в сегменте малого и микробизнеса) будут искать новые возможности именно там.
Главным критерием выбора внешнего рынка для всех опрошенных является наличие клиентов или партнеров в этих странах. Поиск партнеров — самое частое направление помощи и поддержки для украинских экспортеров, а осведомленность о том, как их найти, является самой нужной.
Украинский бизнес в целом не очень активен в поиске партнеров, и большинство не обращаются за помощью к организациям, которые могут оказать поддержку в этом вопросе (например, торгово-промышленные палаты, Офис по развитию предпринимательства и экспорта, частные агентства, экономические отделы посольств и т.п.).
В то же время, одним из самых эффективных способов поиска партнеров является членство в бизнес-сообществах и бизнес-ассоциациях, в частности за рубежом. Однако только средний и крупный бизнес могут позволить себе такие расходы, ведь 20% опрошенных в этом сегменте являются участниками таких сообществ. Малый и микробизнес остаются достаточно распыленными, даже в Украине, где около 80% этих предприятий не являются членами бизнес-ассоциаций.
Мы рекомендуем ознакомиться с OLX – популярной онлайн-платформой в Украине.
Здесь вы сможете разместить объявления о своих товарах и услугах, привлечь новых клиентов и начать работу на новые сегменты аудитории. Посетите OLX уже сейчас и узнайте больше о возможностях, которые она предлагает украинским предпринимателям.